csoft_stavitsky (csoft_stavitsky) wrote,
csoft_stavitsky
csoft_stavitsky

Categories:

ПРАВИЛА ВЫБОРА: МАЛЕНЬКОЕ ЭССЕ О МАСШТАБАХ

Отгремели новогодние праздники, и все мы как-то, кто лучше, кто хуже, пережили тяжелый кризисный год.

Да, всем нам досталось, бюджеты заказчиков нещадно резались по-живому, то есть, в первую очередь, по нашему, «айтишному», кто-то сходил с дистанции, кто-то пытался освоить смежные области действий, но жизнь продолжается…и вопросы остаются все теми же. А именно, насущным остается главный, философский вопрос: как и на основании чего можно уверенно сказать заказчику: вот эта технология более предпочтительна, эта – менее, а эту лучше просто забыть по принципу «наша встреча была ошибкой». И я вновь возвращаюсь к тому, как же выбирать.

Можно, конечно, нагородить сложную, многоуровневую и многокритериальную систему оценки. Даже нужно. Но вспоминается старый, еще дореволюционный анекдот: в город въезжает царь, его должно приветствовать выстрелом из пушки, а выстрела нет. Высокий сановник из свиты призывает трясущегося от страха городского голову к ответу, «Почему?????». Тот, дрожащими губами: «На то, ваше превосходительство, было 12 причин…во-первых, не было пороху…» - «Довольно, остальное неважно» прерывает его вопрошавший. Так вот, мне представляется, что сначала надо убедиться, что порох есть, а уж потом сравнивать затейливо развешанные «бантики» интерфейса.

 

О соответствии международным стандартам и масштабе явления.

Прекрасно понимаю, что нет ничего абсолютного. Одна и та же мысль в разных обстоятельствах выглядит вовсе по-разному. Когда Каренина уходит к Вронскому, получается высокая драма которой веками сострадает весь мир. А когда жена бухгалтера уходит к главному инженеру…ну, это обычная «бытовуха», по поводу которой раньше случались разборки на парткоме-месткоме, а сейчас просто позлословят в курилке.

Это я к тому, изменение масштаба явления меняет и саму оценку. Кому-то масштаб личности позволяет не следовать стандарту, а иногда создавать свой собственный и следовать уже ему, пусть даже сначала вопреки всему остальному миру. Но, что позволено Джеку Дэнджермонду, в силу целого ряда его талантов и достижений, вряд ли позволено всем и каждому. Это ESRI  с его миллиардными оборотами мог длительное время жить по принципу «мы и остальной мир», лишь относительно недавно перекинув к коллегам мостик относительной же совместимости. Потому что никто никогда и не сомневался, что на такое противостояние всевозможных ресурсов, и людских, и материальных, у них до поры, до времени хватит. А когда «держать вес» надоедает, или это становится невыгодным, хватает сил и на новый, уже объединительный маневр.

А вот когда ту же модель поведения выбирает для себя некто несравнимо меньший…стоит все же отдавать себе отчет в несопоставимости масштабов явления и, как следствие, неуместности такой линии. В самом деле, можно провести прямую аналогию между несколькими известными «китами» ГИС-бизнеса (список вендоров известен, приводить смысла нет) и языками общения. Ну есть ведь английский-французский-немецкий-испанский, а в ряде стран спасет только наш, родной, русский. Теперь представим, что вам вдруг предлагается впредь заговорить на свежеизобретенном диалекте, восхваляя его достоинства и простоту употребления перед известными языками. Да будет вам, поздно, конечно скажете вы предлагающему, мир не перевернешь, и ваше выращенное в пробирке «эсперанто» шансов не имеет.

Так давайте и мы договоримся, что на «мертвых» языках говорить не будем, и поставим соответствие международному стандарту необходимым условием. И если этого «пороха» не обнаружено, стоит ли схоластически рассуждать о деталях.

О ложном соответствии стандарту и масштабе честности.

С огромным удовольствием перечитываю сейчас Ильфа и Петрова, раньше мы просто раздергивали на цитаты эти изящные образчики знаменитого одесского юмора, не вдумываясь в экономическую подоплеку, а теперь в глаза бросается весь нэповский антураж, так много знакомых штрихов. А вот и цитата подоспела, весьма кстати: «Порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это «Лорен‑Дитрих». В виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорендитрихской  фабричной маркой».

Подход Адама Козлевича, к сожалению, не редкость. Заказчику «на голубом глазу» сообщается, что, например, все данные хранятся в стандартной СУБД…и это почти правда. Почти - потому, что, в недра ни в чем не повинной стандартной и заслуженной технологии безжалостно вживлено нечто, совершенно ни с чем стандартным не согласующееся. И, невзирая на «медную бляшку», под капотом обнаруживается что-то настолько уникальное, что разобраться и починить при случае сможет только его неистовый создатель. Но, если не спросить сразу, с пристрастием, об особенностях конструкции приобретаемого агрегата, то заказчик обо всем этом узнает уже заплатив. То есть, поздно…  

Как известно из любимой книги, пан Козлевич, вопреки призывам ксендзов, так окончательно и не «опаментался», и упорно держался кустарного разведения «лорен-дитрихов». Но меня почему-то в его фан-клуб никогда не тянуло…а вас? :-)

Таким образом, стоит договориться и о том, что не бывает «второй свежести», и соответствие стандарту либо есть, полное и безоговорочное, либо его нет, причем к «либо нет» мы уверенно отнесем любые компромиссы, любые «почти».

О ложном патриотизме

Если чего-то нельзя спрятать, то им можно попытаться гордиться. Нет соответствия пресловутому международному стандарту? Да зато у нас истинно отечественная, подлинная и ни на кого не похожая разработка! Зато мы не кормим проклятых алчных янки, а направляем все полученные средства исключительно на окармливание наших, родных талантов!

Что-то подобное не одно десятилетие нудно звучало в эфире по поводу нашего автопрома…и про конструкторов, и про дизайнеров, которые лишатся любимой работы, если у них отнять суверенное право ваять «Приоры-Калины». Но вот чехи пошли другим путем…а, к слову сказать, ведь «Шкода» – одно из старейших в Европе автопроизводств, но отчего-то никто не стал собирать митингов и размахивать лозунгами о славных традициях, а просто взяли на вооружение… да-да, международный стандарт, и нашлась сразу интересная работа для местных талантливых конструкторов и дизайнеров, потому что от успешных продаж результатов их труда на мировом рынке получились и приличные деньги для их же оплаты.

Вот и получается, что «кролик – это не только ценный мех», и строгое следование стандарту не только не ущемляет права отечественных интеллектуалов, а наоборот, дает оптимальные возможности для их развития.

О праве бросить тыкву.

Говорят, на острове Борнео есть такой способ отлова местных приматов. В выдолбленную тыкву насыпают чего-то очень привлекательного, только дырочку в тыкве делают маленькой, просто так руку туда просунуть можно, а зажатую в кулак, с добычей – никак не получится. Так вот, кто-то, почувствовав ловушку, руку разжимает и убегает. А кто-то так и сидит…пока за ним не придут. Это я к тому, что когда-то сделанный нами выбор вовсе не обязательно сделан навсегда. Иногда нам намного продуктивнее разжать руку…и начать сначала. И это действие отнюдь не означает позорного признания нашей собственной недальновидности или неквалифицированности, совсем наоборот. Напротив, глупо упорствовать, если чувствуешь, как решение, казавшееся когда-то правильным и работоспособным, уже не соответствует требованиям нынешнего времени.

Вот достойный пример: в уже упоминавшуюся мировую обойму ГИС-вендоров входит и SmallWorld, дочерняя компания знаменитого General Electric (кстати, для меня загадка, почему эта технология так и не была никогда представлена на нашем рынке, хотя весьма широко представлена в других странах). Так вот, они тоже держали линию создания собственного стандарта, и весьма небезуспешно, но… пару лет назад вице-президент General Electric вдруг объявил, что технологический курс резко меняется, и будет разработана новая линейка собственных программных продуктов, но уже в полном соответствии с утвердившемся международным стандартом. Я аплодировал стоя: люди не боятся честно заявить о происходящем, не упорствуют,не апеллируют к прошлым успехам, а спокойно и достойно «корректируют траекторию». Знаю такие примеры и у нас, в ГИС-сообществе, хоть и без громких «коммюнике»…

О жонглировании понятиями

Ну и, в порядке шутки…в которой есть доля шутки, привожу собственный пример, как, стыдливо обойдя вниманием  отсутствие «пороха», с помощью вполне честных ответов на умело подобранные вопросы произвести сравнительную оценку двух автомобилей, АУДИ А6 и «Лады - классики»  с необходимым результатом :-) .

Критерий

Лада-«классика»

АУДИ А6

Удобство заправки бензином и маслом

Чем попало, в полевых условиях, 9 баллов

Еще подумаешь, как отнесется нежный «западный» движок на того или иного производителя топлива, 6 баллов

Диагностика неисправностей

Все стуки и шумы прекрасно слышны, и в салоне, и в гараже, 9 баллов

Ни черта не слышно, для диагностики нужны всякие дорогие диагностические компьютеры, 6 баллов

Коробка передач

Ну, плоховато…зато привычно 4 балла

Да все, что хотите, 9 баллов

Аудиосистема, опции (парктроник, навигатор)

К чему это?? Ездит же и без этого… 5 баллов

Живут же люди…10 баллов

Взаимозаменяемость деталей с другими автомобилями

Отличная, со всеми другими «Ладами», если что не так – притрется. 8 баллов

Только с собой, любимой, 6 баллов

Скорость

Вполне достаточная, по нашим-то дорогам, 6 баллов

Почти любая…9 баллов

Цена

0.1 от Ауди, 10 баллов

Дороговато…кусается… 3 балла

Расход топлива

Вполовину от Ауди, 10 баллов

Дороговато…кусается… 3 балла

Итого:

61

52

 

Вместо эпилога

 

Наверное, может возникнуть резонный вопрос: для чего написан этот «пост», не имеет ли он целью,  вкупе с «постом» предыдущим, исподволь подвести к мысли о единственности и неповторимости собственной системы (как писал великий Генри Форд, «вы можете заказать автомобиль любого цвета, при условии, что он черный»)?

Спешу успокоить напрасно взволновавшихся, такой цели нет, рынок крупных корпоративных ГИС-систем нашей стране настолько огромен, что, невзирая на кризисную пробуксовку, одной-двум компаниям его не проглотить, при всем желании. Да и для пары клубов нет смысла затевать чемпионат страны.

Но я абсолютно уверен, что для рынка корпоративных ГИС нужно формировать корпоративные правила для профессионального сообщества разработчиков и внедренцев. И в корпоративные правила должен обязательно включаться и некий ценз соответствия, способ отбора, только после удовлетворения которому и можно начинать соревноваться.

Я бы сформулировал первое «сито отбора» как однозначное соответствие международному стандарту и готовность к сравнительным демонстрациям возможностей технологии, если этого хочет заказчик.

Это – не дискриминация. Это – разумная, ясная, прозрачная классификация команд. Тогда выиграют все: и команды, которым платят (мы, подрядчики) и зрители, которые платят (заказчики ГИС-проектов).

 

      

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments